НОВОСТИ МЕСЯЦА.
Прокуратура разъясняет административную ответственность родителей или иных законных представителей за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Статьей 5.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (опекунов, попечителей, усыновителей) за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
Данное правонарушение выражается в бездействии родителей (или иных законных представителей), которые не исполняют либо ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности по отношению к детям.
Нарушение может выражаться в неисполнении обязанностей:
— по содержанию (например, непредоставление ребенку (детям) места проживания, неприобретение ему необходимых для нормального развития продуктов питания, одежды, обуви и т.п.)
— по воспитанию (ребенку не прививаются элементарные навыки нормального поведения, его не учат правилам общежития, вежливости, этикету, не прививается любовь к труду, уважение к старшим и т.п.),
— по обучению (неприобретение для детей учебников, тетрадей, иных школьных принадлежностей, отсутствие условий и возможностей для посещения школы и др.),
— по защите прав и интересов детей как личных, так и имущественных (может выражаться в непринятии мер по обеспечению безопасности детей, в отсутствии ухода и надзора над ними, в нежелании (отказе) опекуна или попечителя представлять интересы ребенка в суде и т.п.
Оконченным данное правонарушение считается с момента допущения бездействия, т.е. истечения срока, установленного законом для выполнения той или иной родительской или опекунской обязанности.
Поскольку данное правонарушение относится к длящимся, то нужно учитывать правила статьей 4.5 КоАП РФ о том, что срок давности привлечения к административной ответственности по длящимся правонарушениям исчисляется со дня их обнаружения.
Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей может способствовать совершению подростком правонарушений и даже преступлений. Административная же ответственность родителей (или лиц, их заменяющих) по данной статье имеет самостоятельное основание и наступает не за совершение правонарушений детьми.
Диспозиция части 2 статьи 5.35 КоАП РФ содержит перечень правонарушающих действий по отношению к детям, совершаемых, как правило, в связи с конфликтом родителей (матери и отца). Чаще всего это связано с расторжением брака (разводом) и недостижением согласия родителей по поводу того, как воспитывать ребенка, как, где и в какое время общаться с ним и т.д., что порой разрешается только в судебном порядке.
Как правило в этом случае правонарушение выражается в том, что один из родителей пытается препятствовать ребенку в общении с другим родителем (или близкими родственниками) либо, напротив, лишает возможности другого родителя (или близких родственников) на общение с ребенком, намеренно скрывает место нахождения ребенка помимо его воли, не исполняет судебное решение об определении места жительства детей либо иным образом препятствует осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.35 КоАП РФ, рассматриваются Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ в течение 2 месяцев со дня совершения правонарушения.
Изменены требования к антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 №1139 внесены изменения требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».
В частности установлены новые требования к системам видеонаблюдения данных объектов — система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней, а также информационное взаимодействие с региональными подсистемами видеонаблюдения сегментов аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (передачу видеоизображения в реальном времени, видеоизображения в архиве, результатов работы средств видеоизображения и видеоидентификации).
Таким образом, собственникам мест массового пребывания людей необходимо обеспечить взаимодействие и обмен информацией систем видеонаблюдения мест массового пребывания людей с региональным комплексом «Безопасный город».
Актуализирован Порядок подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами
Приказом МВД России от 14.09.2020 № 642 внесены изменения в Порядок подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами, утвержденный приказом МВД России от 30.12.2016 № 941.
Порядок приведен в соответствие с Постановлением Правительства РФ от 13.09.2019 № 1196 «О внесении изменений в Правила организованной перевозки группы детей автобусами», которым внесены изменения в Правила в части сроков подачи уведомления об организованной перевозке группы детей автобусами, перечня документов и условий, необходимых для ее осуществления.
Кроме того, указанный Порядок дополнен нормой о проверке у владельца автобуса (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 24 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности») или фрахтовщика действительности лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, а также наличия сведений об автобусе в реестре лицензий на официальном сайте лицензирующего органа.
УСТАНОВЛЕНЫ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
На законодательном уровне прописаны требования к организации воспитания обучающихся.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в основную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Урегулированы вопросы их составления. Организации будут разрабатывать такие программы и планы самостоятельно.
Введены общие требования к организации воспитания обучающихся.
Федеральный закон вступил в силу 1 сентября 2020 г.
О ГОСПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. № 1448 определен порядок государственной поддержки образовательного кредитования.
Согласно указанному постановлению государство предоставит банкам субсидии на возмещение затрат по льготным образовательным кредитам. Определены условия и порядок выделения средств.
Установлены требования к банкам для участия в отборе на получение субсидий.
Предоставляемые образовательные кредиты также должны соответствовать определенным требованиям — фиксированная ставка 3% годовых, отсутствие обеспечения, возможность не платить по основному долгу (только проценты) во время учёбы и после неё в течение 9 месяцев и погасить кредит в течение 15 лет после завершения льготного периода.
Постановление вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.